|     Регистрация    |     Карта сайта    |       Рассылка    |     English

Проект Федерального закона «О почтовой связи»

 

 

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 «О почтовой связи»

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона 

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и финансовые основы деятельности в области почтовой связи на территории Российской Федерации. 

2. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) обеспечение конституционных прав каждого на свободу получать и отправлять почтовые отправления, на тайну переписки;

2) укрепление единства экономического, социального, информационного и политического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению деятельности в области почтовой связи;

3) развитие почтовой связи в соответствии с потребностями экономики; 

4) создание условий для развития конкуренции на рынке услуг почтовой связи; 

5) обеспечение безопасности работников и пользователей почтовой связи;

6) обеспечение населения и организаций доступными и качественными услугами почтовой связи в пределах, установленных настоящим Федеральным законом;

7) развитие и внедрение новых почтовых технологий;

8) содействие в решении задач развития информатизации страны.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области почтовой связи и сфера применения настоящего Федерального закона 

1. Правовое регулирование отношений в области почтовой связи основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок оказания услуг почтовой связи определяется федеральным органом исполнительной власти в области почтовой связи. 

Особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации.

2. Отношения в области международной почтовой связи регулируются международными соглашениями Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных такими соглашениями, – решениями международных почтовых организаций, участником которых является Российская Федерация.

3. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности в области почтовой связи:

между органами государственной власти и операторами почтовой связи;

между пользователями услуг почтовой связи и операторами почтовой связи;

между операторами почтовой связи.

4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность федеральных органов исполнительной власти и организаций в области курьерской (фельдъегерской) связи, созданных в целях обеспечения выполнения органами государственной власти Российской Федерации своих функций и функционирующих на основании отдельных нормативных правовых актов Российской Федерации.

5. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, запрещенные к пересылке в почтовых отправлениях вложения, перечень видов которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области почтовой связи, перевозятся и доставляются силами и средствами организации специальной связи федерального органа исполнительной власти в области почтовой связи.

 

Статья 3. Компетенция органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области почтовой связи

1.Правительство Российской Федерации:

1)принимает предусмотренные настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты;

2)определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области почтовой связи;

3)определяет перечень почтовых отправлений при оказании универсальной услуги почтовой связи, пересылка которых осуществляется по регулируемым тарифам, и утверждает предельный уровень указанных тарифов. 

2.Федеральные органы исполнительной власти в области почтовой связи в пределах своей компетенции:

1)разрабатывают и реализуют государственную политику в области почтовой связи;

2)принимают нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом; 

3)разрабатывают государственные программы в области почтовой связи;

4)осуществляют государственные надзор и контроль в области почтовой связи;

5)готовят предложения по предельным уровням тарифов на пересылку почтовых отправлений и других услуг при оказании универсальной услуги почтовой связи; 

6)разрабатывают и утверждают нормативы оказания услуг универсальной почтовой связи.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют:

участие в развитии инфраструктуры почтовой связи на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;

содействие операторам универсальной почтовой связи в расширении сферы услуг, предоставляемых гражданам и юридическим лицам;

содействие операторам универсальной почтовой связи в размещении структурных подразделений при железнодорожных вокзалах, автостанциях, аэропортах, морских и речных портах, в помещениях предприятий сферы торговли и услуг.

4. Органы местного самоуправления:

оказывают содействие операторам почтовой связи в размещении на территории муниципального образования отделений почтовой связи и пунктов приема и выдачи почтовых отправлений;

оказывают содействие в выделении нежилых помещений или строительстве зданий для размещения структурных подразделений уполномоченного оператора универсальной почтовой связи, а также в предоставлении земельных участков для нового строительства отдельных зданий и пристроенных помещений для размещения в них структурных подразделений уполномоченного оператора универсальной почтовой связи;

способствуют поддержанию устойчивой работы перевозки почтовых отправлений, оказывают содействие операторам универсальной почтовой связи в пересылке почтовых отправлений в труднодоступные населенные пункты в установленные нормативные сроки;

оказывают содействие операторам универсальной почтовой связи в размещении почтовых ящиков на территории муниципального образования, контролируют обеспечение организациями, эксплуатирующими жилые дома, собственниками жилых домов сохранности и поддержания в исправном состоянии абонентских почтовых ящиков.

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

почтовая связь – вид связи, обеспечивающей пересылку почтовых отправлений;

услуга почтовой связи – пересылка почтовых отправлений от отправителя до адресата; 

пересылка почтовых отправлений – совокупность организационных действий и производственных операций по приему (выемке), перевозке, обработке, сортировке, хранению и вручению (доставке) почтовых отправлений (включая прием в электронной форме и распечатку почтовых отправлений);

почтовые отправления – адресованные и принятые к пересылке: почтовые карточки, письма в бумажном (или на каком-либо технологическом этапе в электронном) виде, мелкие пакеты и посылки, почтовые переводы денежных средств;

адресование – обеспечение почтовых отправлений адресными данными отправителя и адресата;

адресные данные – информация, включающая почтовый адрес, а также фамилию, имя, отчество (при наличии) для физического лица и фирменное наименование – для  юридического лица;

адресат – лицо, указанное в адресных данных в качестве получателя почтового отправления;

отправка почтовых отправлений – действия отправителя по передаче в пересылку нерегистрируемого почтового отправления через почтовый ящик, либо отделение почтовой связи;

выемка почтовых отправлений – операция по сбору нерегистрируемых почтовых отправлений из почтовых ящиков;

прием почтовых отправлений – действия оператора почтовой связи в присутствии отправителя (либо дистанционно посредством виртуального отделения почтовой связи), связанные с контролем вложений, оплатой и оформлением регистрируемых почтовых отправлений и партий нерегистрируемых почтовых отправлений;

перевозка почтовых отправлений – транспортировка почтовых отправлений между структурными подразделениями оператора почтовой связи с использованием любых видов транспорта;

обработка почтовых отправлений – совокупность операций по группированию, переупаковке в пачки, мешки и контейнеры почтовых отправлений с оформлением соответствующей сопроводительной документации и перемещению их в производственных помещениях;

сортировка почтовых отправлений – операции по группированию почтовых отправлений по направлениям перевозки почтовых отправлений;

вручение почтовых отправлений – выдача (в том числе, посредством виртуального отделения почтовой связи)  почтовых отправлений под собственноручную подпись (в том числе с использованием квалифицированной электронной подписи) в отделениях почтовой связи, пунктах выдачи и приема, либо по указанному на почтовом отправлении адресу;

доставка почтовых отправлений – функция отделения почтовой связи по обработке, сортировке, нанесению календарного почтового штемпеля и разнесению почтальонами почтовых отправлений в абонентские почтовые ящики;

двусторонняя доставка почтовых отправлений – совмещение почтальонами доставки почтовых отправлений с выемкой или приемом почтовых отправлений;

регистрируемые почтовые отправления – почтовые отправления, пересылка которых осуществляется с письменным оформлением подтверждения приема и вручения; 

нерегистрируемые почтовые отправления – почтовые отправления, пересылка которых осуществляется без письменного подтверждения о приеме и (или) вручении;

бесконвертное письмо – почтовое отправление в виде листа бумаги, сложенное и  скрепленное способом, не допускающим вскрытия без повреждения;

транзитные почтовые отправления – почтовые отправления других операторов почтовой связи, перевозимые между транспортно-сортировочными структурными подразделениями оператора почтовой связи;

крупногабаритное (тяжеловесное) отправление – отправление, имеющее габариты (или вес), превышающие допустимые значения для почтовых отправлений, принимаемое к перевозке и выдаваемое пользователям услуг почтовой связи в выделенных транспортно-сортировочных структурных подразделениях оператора почтовой связи;

почтовый ящик – специализированное средство для сбора оператором универсальной почтовой связи нерегистрируемых почтовых отправлений;

абонентский почтовый ящик – специализированное средство для получения адресатом нерегистрируемых почтовых отправлений;

официальный почтовый электронный ящик – услуга виртуального отделения почтовой связи уполномоченного оператора универсальной почтовой связи, доступная авторизованным пользователям и обеспечивающая обмен почтовыми отправлениями в электронной форме;

официальный почтовый электронный адрес – персональный идентификатор в единой почтовой электронной системе уполномоченного оператора универсальной почтовой связи; 

виртуальное отделение почтовой связи - структурная единица оператора универсальной почтовой связи, обеспечивающая доступ к услугам оператора универсальной почтовой связи в электронной форме, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

почтомат – автоматизированное устройство, предназначенное для отправки (приема), хранения и доставки (вручения) почтовых отправлений;

международный почтовый обмен – часть процесса пересылки почтовых отправлений, включающая  обмен почтовыми отправлениями между назначенными операторами почтовой связи, находящимися в юрисдикции разных государств; 

международный почтовый транзит – международный почтовый обмен почтовыми отправлениями, имеющими отправителя и адресата за пределами Российской Федерации и перевозка их через территорию Российской Федерации;

оператор универсальной почтовой связи – юридическое лицо, получившее в установленном законодательством Российской Федерации порядке право на оказание универсальной услуги почтовой связи; 

оператор курьерской почтовой связи – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке право на оказание курьерской услуги почтовой связи;

Статья 5. Почтовые отправления

1. При оказании услуги почтовой связи осуществляется пересылка почтовых отправлений двух категорий – регистрируемых и нерегистрируемых.

2. В качестве регистрируемых почтовых отправлений подлежат пересылке почтовые отправления следующих видов: почтовые карточки, письма, в том числе бесконвертные письма, мелкие пакеты, посылки и почтовые переводы денежных средств. 

Прием и вручение регистрируемых почтовых отправлений осуществляется в отделениях почтовой связи, пунктах приема и выдачи почтовых отправлений, либо по месту нахождения отправителя  или адресата. 

3. В качестве нерегистрируемых почтовых отправлений подлежат пересылке почтовые отправления следующих видов: почтовые карточки, письма, в том числе бесконвертные письма.

Отправка нерегистрируемых почтовых отправлений осуществляется через почтовые ящики или отделения почтовой связи.

Доставка нерегистрируемых почтовых отправлений осуществляется в абонентские почтовые ящики, либо в отделения почтовой связи. 

4.Перечень вложений, запрещенных к пересылке в почтовых отправлениях, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области почтовой связи.

5.Технические требования к упаковке почтовых отправлений, в том числе групповой, определяются оператором почтовой связи.

Статья 6. Виды и назначение почтовой связи в Российской Федерации

1.В зависимости от назначения, способа организации и условий пересылки почтовых отправлений почтовая связь подразделяется на универсальную почтовую связь и курьерскую почтовую связь.

2.Универсальная почтовая связь является осуществляемой на регулярной основе деятельностью по оказанию на всей территории Российской Федерации гарантированного объема услуг почтовой связи гражданам и организациям по доступным тарифам. 

Универсальная почтовая связь является неотъемлемой частью инфраструктуры государства.

3.Курьерская почтовая связь является предпринимательской деятельностью по удовлетворению потребностей рынка, выходящих за пределы гарантированного объема услуг почтовой связи, обеспечиваемого универсальной почтовой связью.

Глава 2. Универсальная почтовая связь

Статья 7. Обеспечение универсальной почтовой связи 

1.В целях обеспечения универсальной почтовой связи оператор универсальной почтовой связи оказывает универсальную услугу почтовой связи, содержание и принципы которой определены настоящим Федеральным законом.

2.В целях обеспечения универсальной почтовой связи федеральный орган исполнительной власти в области почтовой связи:

разрабатывает и утверждает правила оказания услуг универсальной почтовой связи (далее – Правила оказания услуг универсальной почтовой связи);

разрабатывает и утверждает требования к технологии оказания услуг универсальной почтовой связи в виде почтовых правил (далее – Почтовые правила);

разрабатывает и утверждает нормативы оказания универсальной услуги почтовой связи:

1)нормативы размещения отделений почтовой связи;

2)нормативы сроков пересылки почтовых отправлений;

3)нормативы режимов работы отделений почтовой связи;

4)нормативы размещения почтовых ящиков;

5)нормативы выемки письменной корреспонденции из почтовых ящиков;

разрабатывает и утверждает требования к инфраструктуре оператора универсальной почтовой связи в отношении маршрутов перевозки почтовых отправлений и размещения транспортно-сортировочных структурных подразделений;

в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, наделяет оператора универсальной почтовой связи статусом уполномоченного оператора универсальной почтовой связи в целях осуществления публичных функций, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона;

в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, наделяет оператора универсальной почтовой связи статусом назначенного оператора универсальной почтовой связи в целях исполнения обязательств Российской Федерации в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации в рамках Всемирного почтового союза.

Статья 8. Универсальная услуга почтовой связи 

1.Универсальная услуга почтовой связи включает:

пересылку почтовых отправлений всех категорий и видов;

пересылку почтовых отправлений по всей территории Российской Федерации;

пересылку почтовых отправлений между пользователями услуг почтовой связи, находящимися в Российской Федерации и в странах-членах Всемирного почтового союза;

подписку на периодические печатные издания и их доставку.

2.Универсальная услуга почтовой связи является обязательной услугой и оказывается в соответствии с нормативами сроков пересылки почтовых отправлений и нормативами размещения отделений почтовой связи, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области почтовой связи, Правилами оказания услуг универсальной почтовой связи и Почтовыми Правилами.

3.Универсальная услуга почтовой связи состоит из базового и рыночного сегментов. В базовый сегмент входит пересылка почтовых отправлений по регулируемым тарифам. В рыночный сегмент входит пересылка почтовых отправлений и оказание услуг по тарифам, устанавливаемым оператором универсальной почтовой связи. 

4.Перечень видов и категорий почтовых отправлений, пересылка которых осуществляется в рамках базового сегмента, определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Принципы оказания универсальной услуги почтовой связи

Оказание универсальной услуги почтовой связи осуществляется с соблюдением следующих принципов:

принцип регулярности – оказание универсальной услуги почтовой связи на постоянной основе, – обеспечивается соблюдением нормативов режима работы отделений почтовой связи, выемки почтовых отправлений и сроков пересылки почтовых отправлений;

принцип территориальной доступности – оказание  универсальной услуги почтовой связи во всех населенных пунктах Российской Федерации, – обеспечивается выполнением нормативов размещения отделений почтовой связи и почтовых ящиков;

принцип ценовой доступности – оказание универсальной услуги почтовой связи по доступным тарифам, – обеспечивается путем определения предельного уровня тарифов для перечня видов и категорий почтовых отправлений, входящих в базовый сегмент универсальной услуги почтовой связи, и поддержкой конкуренции в рыночном сегменте универсальной услуги почтовой связи;

принцип единого тарифа (ценообразования) – оказание универсальной услуги почтовой связи на основе рентабельности пересылки каждого вида и категории почтовых отправлений, – обеспечивается компенсацией убытков на пересылку в удаленные или труднодоступные населенные пункты прибылью от пересылки в ближние населенные пункты и внутри городов;

принцип технологической и территориальной неделимости – оказание универсальной услуги почтовой связи с соблюдением на всей территории Российской Федерации единой технологии пересылки почтовых отправлений и обслуживание всех без исключения почтовых адресов Российской Федерации – обеспечивается наличием у оператора универсальной почтовой связи необходимой инфраструктуры.

Статья 10. Регулирование тарифов на оказание универсальной услуги почтовой связи 

1.Регулирование тарифов на пересылку почтовых отправлений осуществляется для видов и категорий почтовых отправлений, входящих в базовый сегмент универсальной услуги почтовой связи, путем установления предельного уровня тарифов.

2.Предельный уровень тарифов определяется Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области почтовой связи с учетом доступности для пользователей и рентабельности оказания универсальной услуги почтовой связи при отсутствии дотаций из федерального бюджета.

3.Правительство Российской Федерации устанавливает порядок ежегодного индексирования предельного уровня тарифов на пересылку почтовых отправлений, входящих в базовый сегмент универсальной услуги почтовой связи.

Статья 11. Лицензия на оказание универсальной услуги почтовой связи 

1.Оказание универсальной услуги почтовой связи осуществляется на основании лицензии, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2.Лицензия на оказание универсальной услуги почтовой связи выдается на всю территории Российской Федерации.

3.Лицензия на оказание универсальной услуги почтовой связи является одновременно разрешением на осуществление всех технологических операций, необходимых для оказания универсальной услуги почтовой связи.

4.Получение лицензии на осуществление деятельности по выемке почтовых отправлений из почтовых ящиков, приему и разнесению почтовых отправлений в абонентские почтовые ящики не требуется, если такая деятельность осуществляется на основании договора с уполномоченным оператором универсальной почтовой связи.

5.Условием получения лицензии является наличие инфраструктуры, позволяющей обеспечить оказание универсальной услуги почтовой связи с соблюдением положений статей 8 и 9 настоящего Федерального закона и включающей отделения почтовой связи и транспортно-сортировочные узлы, а также наличие возможности организации регулярных маршрутов для перевозки почтовых отправлений.

6.Требования к инфраструктуре оператора универсальной почтовой связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области почтовой связи.

7.Срок действия лицензии определяется федеральным органом исполнительной власти в области почтовой связи.

Статья 12. Уполномоченный оператор универсальной почтовой связи 

1. Уполномоченный оператор универсальной почтовой связи выполняет следующие публичные функции:

создание, обеспечение функционирования и развития единой почтово-адресной индексации;

создание, обеспечение функционирования и развития единой почтовой электронной системы;

участие в организации доступа к государственным услугам;

участие в организации доступа к универсальным услугам связи; 

издание и распространение художественных почтовых марок;

иные публичные функции в области почтовой связи, определяемые федеральным органом исполнительной власти в области почтовой связи.

2.Уполномоченный оператор универсальной почтовой связи является получателем субсидий из федерального бюджета Российской Федерации на распространение и доставку периодических печатных изданий в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 

3.Уполномоченный оператор универсальной почтовой связи имеет право заключать договоры с организациями или индивидуальными предпринимателями на осуществление не требующих получения лицензии отдельных операций, связанных с пересылкой почтовых отправлений.

4.Работники уполномоченного оператора универсальной почтовой связи не имеют права на проведение забастовок.

Статья 13. Единая почтово-адресная индексация и реестр почтовых адресов

1.Единая почтово-адресная индексация формируется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области почтовой связи, на всей территории Российской Федерации в целях эффективного функционирования всех видов почтовой связи.

2.Создание, функционирование и развитие единой почтово-адресной индексации на всей территории Российской Федерации обеспечивается уполномоченным оператором универсальной почтовой связи.

3.Единая почтово-адресная индексация формируется путем условного деления территории Российской Федерации на подиндексные зоны и закрепления их в качестве участков доставки за отделениями почтовой связи уполномоченного оператора универсальной почтовой связи. 

4.Реестр почтовых индексов и почтовых адресов на всей территории Российской Федерации формируется и поддерживается уполномоченным оператором универсальной почтовой связи.

5.Уполномоченный оператор универсальной почтовой связи обеспечивает доступность информации о единой почтово-адресной индексации в Российской Федерации для всех пользователей услуг почтовой связи и операторов почтовой связи.

Статья 14. Взаимодействие оператора универсальной почтовой связи с транспортными организациями

Транспортные организации, в том числе осуществляющие железнодорожные и авиационные  перевозки, не вправе отказать уполномоченному оператору универсальной почтовой связи в заключении договоров, связанных с обеспечением деятельности по перевозке почтовых отправлений по регулярным междугородним и международным маршрутам следования транспортных средств.

Статья 15. Взаимодействие оператора универсальной почтовой связи с операторами курьерской почтовой связи 

1.Взаимодействие оператора универсальной почтовой связи с операторами курьерской почтовой связи осуществляется на договорной основе.

2.Оператор универсальной почтовой связи обязан при наличии технической возможности предоставлять операторам курьерской почтовой связи недискриминационный доступ к своей инфраструктуре путем приема регистрируемых почтовых отправлений в отделениях почтовой связи собственного приема транспортно-сортировочных структурных подразделений, либо в отделениях почтовой связи закрытого типа. При приеме почтовых отправлений оператор универсальной почтовой связи имеет право на осуществление контроля вложений.

3.В соответствии с принципом технологической и территориальной неделимости универсальной услуги почтовой связи (статья 9 настоящего Федерального закона) оператор универсальной почтовой связи не вправе передавать для пересылки почтовые отправления другим операторам почтовой связи за исключением назначенных операторов других стран в случаях международного почтового обмена. 

Статья 16. Дифференцированный подход к ценообразованию на услуги, оказываемые оператором универсальной почтовой связи

1.Оператор универсальной почтовой связи самостоятельно вырабатывает и применяет дифференцированный подход к определению цен на свои услуги. 

2.Оператор универсальной почтовой связи вправе предоставлять скидки на тарифы пользователям услуг почтовой связи при приеме к пересылке почтовых отправлений в зависимости от:

количества почтовых оправлений;

срока и размера предварительной оплаты за оказание услуги в будущем периоде.

3.Оператор универсальной почтовой связи вправе предоставлять скидки на тарифы операторам курьерской почтовой связи в случаях, определяемых статьей 15 настоящего Федерального закона, при приеме к пересылке регистрируемых почтовых отправлений в зависимости от:

количества почтовых оправлений;

срока и размера предварительной оплаты за оказание услуги в будущем периоде;

объема выполненных по согласованию с оператором универсальной почтовой связи производственных операций.

4.Условия приема к пересылке почтовых отправлений и размер скидок определяются договором.

5.Оператор универсальной почтовой связи вправе предоставлять льготные тарифы отдельным категориям пользователей почтовой связи.

Статья 17. Оплата услуг оператора универсальной почтовой связи

1.Оплата услуг оператора универсальной почтовой связи производится в порядке, установленном Правилами оказания услуг универсальной почтовой связи.

2.Способами оплаты услуг оператора универсальной почтовой связи являются:

покупка знаков почтовой оплаты в отделении почтовой связи;

наличный или безналичный  расчет в отделении почтовой связи;

удаленная оплата через виртуальное отделение почтовой связи.

3.При заключении долгосрочного договора на пересылку почтовых отправлений может предусматриваться отсрочка платежа за оказание услуг оператором универсальной почтовой связи. 

Договор на оказание услуг оператором универсальной почтовой связи с отсрочкой платежа и соответствующие акты на выполнение услуг являются основанием безакцептного списания средств со счетов отправителей путем выставления требований инкассо.

Статья 18. Знаки почтовой оплаты в универсальной почтовой связи

1.Знаки почтовой оплаты являются свидетельством оплаты пересылки почтовых отправлений при оказании услуг оператором универсальной почтовой связи.

2.В качестве знаков почтовой оплаты применяются художественные почтовые марки, функциональные почтовые марки, франкировальные оттиски, баркоды различных видов, а также электронные знаки почтовой оплаты.  

3.Требования к знакам почтовой оплаты оператора универсальной почтовой связи, за исключением художественных почтовых марок, определяются Почтовыми правилами.

4.Художественная марка выпускается в целях поддержания исторических и культурных традиций. Положение об издании и распространении художественных почтовых марок разрабатывает и утверждает федеральный орган исполнительной власти в области почтовой связи.

5.Федеральный орган исполнительной власти в области почтовой связи делегирует уполномоченному оператору универсальной почтовой связи функции по организации издания и распространения художественных почтовых марок в качестве знаков почтовой оплаты, а также в качестве филателистической продукции.

6.Государственная коллекция почтовых марок входит в государственную часть Музейного Фонда Российской Федерации. Обеспечение сохранности Государственной коллекции почтовых марок является расходным обязательством Российской Федерации.

7.При реализации знаков почтовой оплаты оператор универсальной почтовой связи имеет право на получение налоговых льгот в соответствии с действующим налоговым законодательством.

8.Проданные почтовые марки, маркированные конверты и почтовые карточки оператором универсальной почтовой связи обратно не принимаются и не обмениваются.

Статья 19. Отделения почтовой связи 

1.Отделения почтовой связи составляют основу инфраструктуры оператора универсальной почтовой связи. 

2.Отделения почтовой связи являются точками доступа пользователей услуг почтовой связи к инфраструктуре и услугам оператора универсальной почтовой связи.

3.Отделения почтовой связи оператора универсальной почтовой связи предназначены для приема и вручения регистрируемых почтовых отправлений, отправки нерегистрируемых почтовых отправлений, осуществления доставки нерегистрируемых почтовых отправлений и периодических печатных изданий в абонентские почтовые ящики адресатов, продажи почтовых марок и других знаков почтовой оплаты, маркированных почтовых конвертов и карточек, других товаров, упаковки почтовых отправлений, оказания услуг по подписке на периодические печатные издания, доставки пенсий и социальных выплат и иных услуг.

4.Оператор универсальной почтовой связи обеспечивает функционирование отделений почтовой связи следующих типов:

1)отделения почтовой связи открытого типа, размещение которых осуществляется в соответствии с нормативами, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области почтовой связи, предназначенные для обслуживания пользователей универсальной услуги почтовой связи;

2)отделения почтовой связи закрытого типа, создаваемые на территориях организаций – пользователей услуг почтовой связи на основании договоров, для обслуживания нужд этих организаций;

3)отделения почтовой связи собственного приема, создаваемые при транспортно-сортировочных структурных подразделениях оператора универсальной почтовой связи, предназначенные для приема и вручения транзитных почтовых отправлений, почтовых отправлений, сгруппированных в партии, а также крупногабаритных (тяжеловесных) отправлений;

4)отделения почтовой связи передвижного типа, создаваемые на базе транспортных средств, в том числе по договорам с организациями и индивидуальными предпринимателями, для оказания услуг почтовой связи, реализации периодических печатных изданий, сопутствующих товаров и продуктов питания, в целях повышения доступности услуг почтовой связи, привлечения клиентов и оптимизации расходов на содержание стационарных отделений почтовой связи;

5)отделения почтовой связи автоматизированного типа, создаваемые в доступных местах, предназначенные для самообслуживания пользователей услуг почтовой связи, оборудованные почтоматами, автоматами для продажи знаков почтовой оплаты, платежными терминалами, в том числе для приема и вручения почтовых переводов денежных средств, терминалами коллективного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», и другими техническими средствами; 

6)отделения почтовой связи виртуального типа, предназначенные для дистанционного оказания услуг почтовой связи посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5.Обслуживание граждан и организаций с помощью передвижных отделений почтовой связи осуществляется в специально не запрещенных местах и без получения разрешений органов государственной власти и местного самоуправления. Нормативы обеспечения граждан и организаций услугами, оказываемыми с помощью передвижных отделений почтовой связи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области почтовой связи.

6.Отделения почтовой связи, открываемые на условиях договора с третьими лицами, учитываются наравне с отделениями почтовой связи открытого типа при осуществлении контроля за выполнением нормативов размещения отделений почтовой связи.

7.Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают оператору универсальной почтовой связи содействие в открытии и поддержании функционирования отделений почтовой связи всех типов.

Статья 20. Почтовые ящики

1.Почтовые ящики размещаются оператором универсальной почтовой связи в местах, доступных для пользователей услуг почтовой связи, с соблюдением нормативов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области почтовой связи.

2.По усмотрению оператора универсальной почтовой связи и по согласованию с собственниками почтовые ящики могут размещаться на административных и жилых зданиях, в подъездах административных и жилых зданий (в том числе для осуществления двусторонней доставки), в общественных местах, а также как отдельно стоящие.

3.Выемка почтовых отправлений из почтовых ящиков обеспечивается оператором универсальной почтовой связи с соблюдением нормативов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области почтовой связи.

Статья 21. Абонентские почтовые ящики

1.Абонентские почтовые ящики устанавливаются в местах, удобных для доступа пользователей услуг универсальной почтовой связи и почтальонов, в том числе в жилых домах и административных зданиях, и принадлежат собственникам домов, зданий и помещений, либо эксплуатирующим организациям сферы жилищно-коммунального хозяйства.

2.Размещение абонентских почтовых ящиков и содержание их в надлежащем состоянии является обязанностью собственников. 

3.Собственники домов, зданий и помещений, либо эксплуатирующие организации сферы жилищно-коммунального хозяйства обязаны обеспечить почтальонам беспрепятственный доступ к абонентским почтовым ящикам.

4.Доступ  к абонентскому почтовому ящику разрешается исключительно почтальонам отделения почтовой связи, обслуживающего данную территорию. 

5.Ответственность за несанкционированный доступ к абонентскому почтовому ящику определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 22. Календарный почтовый штемпель

1.Календарный почтовый штемпель представляет собой специализированную отметку (в том числе в электронной форме), удостоверяющую дату, время и место совершения действия оператора почтовой связи.

2.Уполномоченный оператор универсальной почтовой связи гарантирует и обеспечивает подлинность и достоверность календарного почтового штемпеля путем организационных мер в соответствии с Почтовыми правилами.

3.Нанесение календарного почтового штемпеля (штемпелевание) осуществляется на принимаемые к пересылке и поступающие в доставку  почтовые отправления, а также на сопроводительные и иные документы в соответствии с Почтовыми правилами.

4.Штемпелевание, за исключением случаев, описанных в пункте 5 настоящей статьи, осуществляется с использованием печати строгой отчетности, изготавливаемой, хранимой и используемой в соответствии с Почтовыми правилами.

5.Штемпелевание почтовых отправлений и документов в электронной форме осуществляется путем формирования электронной отметки с использованием электронной подписи в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи».

Статья 23. Пересылка почтовых отправлений в электронной форме

1.Уполномоченный оператор универсальной почтовой связи оказывает услуги по пересылке следующих почтовых отправлений в электронной форме:

письменной корреспонденции, в том числе юридически значимой; 

почтовых переводов денежных средств.

2.Пересылаемая в электронной форме письменная корреспонденция, в том числе юридически значимая, направляется адресатам на официальные почтовые электронные ящики.

3.Почтовые переводы денежных средств в электронной форме осуществляются с банковского счета на банковский счет, с банковского счета физическому лицу, от физического лица на банковский счет, между физическими лицами.

4.Уполномоченный оператор универсальной почтовой связи вправе применять календарный почтовый штемпель для заверения письменной корреспонденции, получаемой пользователями в электронном или в распечатанном виде.

Статья 24. Официальный почтовый электронный адрес и официальный почтовый электронный ящик

1.Уполномоченный оператор универсальной почтовой связи оказывает пользователям услуги по предоставлению официальных почтовых электронных адресов и почтовых электронных ящиков на основании абонентских договоров.

2.Реестр официальных почтовых электронных адресов формируется и поддерживается уполномоченным оператором универсальной почтовой связи.

3.Порядок формирования и предоставления официальных почтовых электронных адресов определяется федеральным органом исполнительной власти в области почтовой связи.

Статья 25. Единая почтовая электронная система

1.Единая почтовая электронная система является защищенной информационной системой уполномоченного оператора универсальной почтовой связи, обеспечивающей пересылку почтовых отправлений в электронной форме, в том числе в рамках электронного документооборота, на всей территории Российской Федерации. 

2.Доступ к единой почтовой электронной системе осуществляется через виртуальные отделения почтовой связи уполномоченного оператора универсальной почтовой связи.

3.Единая почтовая электронная система обеспечивает:

1) создание и предоставление авторизованным пользователям услуг почтовой связи официальных почтовых электронных адресов;

2) функционирование реестра почтовых индексов и почтовых адресов, в том числе официальных почтовых электронных адресов;

3) функционирование системы официальных почтовых электронных ящиков;

4) пересылку почтовых отправлений в электронной форме в формате электронных документов, достоверность которых гарантируется в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи»;

5) прием в электронной форме, а также перевод в электронную форму принятых к пересылке почтовых отправлений с последующей распечаткой и  конвертованием для доставки (вручения) адресату.

4.Порядок функционирования единой почтовой электронной системы и авторизации пользователей услуг почтовой связи определяется федеральным органом исполнительной власти в области почтовой связи.

Статья 26. Международный почтовый обмен и международный почтовый транзит

1.Международный почтовый обмен и международный почтовый транзит осуществляются в рамках оказания универсальной услуги почтовой связи. 

2.Федеральный орган исполнительной власти в области почтовой связи, одновременно с принятием решения о предоставлении лицензии на оказание универсальной услуги почтовой связи, наделяет оператора универсальной почтовой связи статусом назначенного оператора универсальной почтовой связи.

3.Международный почтовый обмен и международный почтовый транзит осуществляются назначенным оператором универсальной почтовой связи в соответствии с Актами Всемирного почтового союза, законодательством Таможенного союза, таможенным законодательством Российской Федерации и договорами с назначенными операторами стран-членов Всемирного почтового союза.

4.Международный почтовый обмен осуществляется в местах международного почтового обмена, создаваемых назначенным оператором универсальной почтовой связи за счет собственных средств по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела и федеральным органом исполнительной власти в области почтовой связи.

Статья 27. Абонентский договор

1.Для оказания услуг регулярного характера, не входящих в универсальную услугу почтовой связи, оператором универсальной почтовой связи заключается возмездный абонентский договор с пользователями услуг почтовой связи.

2.Оператор универсальной почтовой связи устанавливает перечень оказываемых на основании абонентского договора услуг и обеспечивает пользователям возможность их получения.

3.Оказание услуг в соответствии с абонентским договором осуществляется через отделения почтовой связи пользователям, проживающим, либо находящимся на территории обслуживания, закрепленной за отделением почтовой связи.

4.Перечень услуг, оказываемых на основании абонентского договора, может изменяться в зависимости от местных условий и потребностей пользователей услуг почтовой связи.

Статья 28. Почтовый субадрес 

1.Почтовый субадрес является дополнительной информацией к почтовому адресу, уточняющей место доставки (вручения) почтового отправления адресату.

2.Почтовый субадрес предоставляется в случаях:

нахождения по одному почтовому адресу нескольких адресатов; 

при отсутствии почтового адреса по месту нахождения адресата; 

при необходимости разделения потоков получаемых почтовых отправлений; 

в иных случаях по согласованию с пользователем услуг почтовой связи.

3.Почтовый субадрес предоставляется пользователю услуг почтовой связи оператором универсальной почтовой связи на основании абонентского договора при подтверждении в установленном порядке прав адресата на использование почтового адреса либо местонахождения. 

Статья 29. Абонементные почтовые ящики

1.Абонементный почтовый ящик является специализированным средством, абонируемым адресатом в отделении почтовой связи для хранения, выдачи и переадресации почтовых отправлений, а также для получения адресатом почтовых отправлений в количестве, превышающем ограничения, установленные Правилами оказания услуг универсальной почтовой связи для абонентских почтовых ящиков.

2.Услуга по предоставлению абонементного почтового ящика оказывается оператором универсальной почтовой связи в отделениях почтовой связи на основании абонентского договора.

3.Идентификационный номер абонементного почтового ящика является почтовым субадресом.

Статья 30. Иные услуги оператора универсальной почтовой связи

Оператор универсальной почтовой связи оказывает пользователям услуг почтовой связи иные услуги, в том числе:

1)услуги населению по организации доступа к государственным услугам;

2)почтово-сберегательные услуги в соответствии с Правилами оказания услуг универсальной почтовой связи на основе пересылки почтовых переводов денежных средств между пользователями услуг почтовой связи, коммерческими банками и другими кредитными организациями, с которыми оператор универсальной почтовой связи заключил договоры о предоставлении соответствующих услуг; 

3)услуги платежного агента по приему платежей в пользу третьих лиц, в том числе на основании агентских договоров с организациями сферы жилищно-коммунального хозяйства, со страховыми компаниями, инвестиционными фондами и другими организациями; 

4)услуги по индивидуальному обслуживанию пользователей услуг почтовой связи на основании абонентских договоров, в том числе по месту их нахождения;

5)услуги по ответственному хранению документов, предметов, денежных средств, почтовых отправлений, другого имущества на условиях, определяемых абонентскими договорами; 

6)услуги по перевозке крупногабаритных (тяжеловесных) отправлений, оказываемые по месту расположения транспортно-сортировочных структурных подразделений;

7)иные услуги, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Статья 31. Ответственность оператора универсальной почтовой связи 

1.Ответственность оператора универсальной почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недоставку или нарушение нормативных сроков пересылки почтовых отправлений, нарушения других установленных требований по оказанию услуг универсальной почтовой связи и иных услуг оператора универсальной почтовой связи.

2.Порядок применения ответственности при оказании услуг универсальной почтовой связи, в том числе объем возмещения причиненных убытков, определяются Правилами оказания услуг универсальной почтовой связи.

Глава 3. Курьерская почтовая связь

Статья 32. Обеспечение курьерской почтовой связи

1.В целях обеспечения курьерской почтовой связи оператор курьерской почтовой связи оказывает курьерскую услугу почтовой связи, состав и принципы которой определены настоящим Федеральным законом.

2.В целях обеспечения курьерской почтовой связи федеральный орган исполнительной власти в области почтовой связи разрабатывает и утверждает правила оказания услуг курьерской почтовой связи (далее – Правила оказания услуг курьерской почтовой связи).

Статья 33. Курьерская услуга почтовой связи 

1.Курьерская услуга почтовой связи включает в себя: 

прием регистрируемых почтовых отправлений в виде мелких пакетов и посылок;

обработку, сортировку, хранение, перевозку почтовых отправлений;

вручение почтовых отправлений;

уведомление отправителя о вручении почтового отправления адресату и выполнении договора.

2.Курьерская услуга почтовой связи может включать пересылку почтовых отправлений между пользователями услуг почтовой связи в Российской Федерации и в зарубежных странах.

3.Условия пересылки почтовых отправлений при оказании курьерской услуги почтовой связи определяются Правилами оказания услуг курьерской почтовой связи.

Статья 34. Принципы оказания курьерской услуги почтовой связи

Оказание курьерской услуги почтовой связи является предпринимательской деятельностью и осуществляется на основе следующих принципов: 

свобода выбора территории обслуживания – оказание курьерской услуги почтовой связи на территории, определяемой оператором курьерской почтовой связи, исходя из коммерческой целесообразности и спроса на услуги курьерской почтовой связи;

свобода выбора направлений пересылки – оказание курьерской услуги почтовой связи, исходя из распределения потоков почтовых отправлений и востребованности услуги в различных населенных пунктах;

свобода выбора организации, способов и условий пересылки почтовых отправлений – оказание курьерской услуги почтовой связи, исходя из свободного определения организационно-территориальной структуры, сроков пересылки почтовых отправлений и других условий;

свобода ценообразования – оказание курьерской услуги почтовой связи осуществляется по ценам, определяемым оператором курьерской почтовой связи. 

Статья 35. Договор на оказание курьерской услуги почтовой связи

1.Курьерская услуга почтовой связи оказывается оператором курьерской почтовой связи на основе договора, заключаемого с пользователями услуг почтовой связи в письменной форме.

2.В соответствии с договором оказания курьерской услуги почтовой связи оператор курьерской почтовой связи обязуется по заданию отправителя доставить и вручить регистрируемое почтовое отправление адресату и уведомить отправителя о выполнении договора.  

3.Условия договора оказания курьерской услуги почтовой связи определяются сторонами самостоятельно в соответствии с Правилами оказания услуг курьерской почтовой связи.

4.Оператор курьерской почтовой связи вправе предоставлять льготы отдельным категориям пользователей услуг почтовой связи в отношении цены и иных условий оказываемых услуг по своему усмотрению.

5.Оператор курьерской почтовой связи вправе осуществлять иную разрешенную законодательством Российской Федерации деятельность.

Статья 36. Лицензия на оказание курьерской услуги почтовой связи

1.Оказание курьерской услуги почтовой связи осуществляется на основании лицензии, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2.Лицензия на оказание курьерской услуги почтовой связи является специальным разрешением на право осуществления приема, обработки, хранения, перевозки и вручения регистрируемых почтовых отправлений в виде мелких пакетов и посылок на территории, указанной в заявлении на выдачу лицензии.

3.Лицензия выдается оператору курьерской почтовой связи при соответствии требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области почтовой связи. 

4.Срок действия лицензии определяется федеральным органом исполнительной власти в области почтовой связи.

Статья 37. Взаимодействие операторов курьерской почтовой связи 

1. Взаимодействие операторов курьерской почтовой связи осуществляется на договорной основе.

2. Оператор курьерской почтовой связи вправе передавать для пересылки почтовые отправления другим операторам курьерской почтовой связи, и обязан при наличии технической возможности предоставлять доступ к своей инфраструктуре другим операторам курьерской почтовой связи на условиях договора. 

Статья 38. Оформление почтовых отправлений при оказании курьерской услуги почтовой связи

1.При оказании курьерской услуги почтовой связи оператор курьерской почтовой связи самостоятельно определяет формы бланков, упаковку и требования к почтовым отправлениям.

2.Оператор курьерской почтовой связи самостоятельно определяет вид и форму знаков почтовой оплаты и сопроводительных документов почтовых отправлений.

3.Знаки почтовой оплаты оператора курьерской почтовой связи могут выполняться в художественной форме, но не являются почтовыми марками.  

4.На сопроводительных документах почтовых отправлений и франкировальных оттисках должны быть нанесены календарные отметки и фирменное наименование оператора курьерской почтовой связи с указанием юридического адреса и адреса пункта приема и выдачи почтового отправления, либо данных сотрудника оператора курьерской почтовой связи, осуществившего прием почтового отправления. 

Статья 39. Пункты приема и выдачи почтовых отправлений оператора курьерской почтовой связи 

1.Для оказания курьерской услуги почтовой связи оператор курьерской почтовой связи вправе организовывать пункты приема и выдачи почтовых отправлений.

2.Требования к размещению и оснащению пунктов приема и выдачи почтовых отправлений определяются оператором курьерской почтовой связи в соответствии с Правилами оказания услуг курьерской почтовой связи.

Статья 40. Внешнеэкономическая деятельность операторов курьерской почтовой связи 

1.Операторы курьерской почтовой связи в рамках внешнеэкономической деятельности имеют право осуществлять обмен регистрируемыми почтовыми отправлениями с контрагентами, находящимися на территории другого государства. 

2.Совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля в отношении товаров, пересылаемых в почтовых отправлениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного Союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. 

3.Действие Актов Всемирного почтового союза не распространяется на деятельность по оказанию курьерской услуги почтовой связи.

Статья 41. Ответственность оператора курьерской почтовой связи 

1.Ответственность оператора курьерской почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недоставку или нарушение договорных сроков пересылки почтовых отправлений, нарушения других установленных требований по оказанию услуг курьерской почтовой связи и иных услуг оператора курьерской почтовой связи.

2.Порядок применения ответственности при оказании услуг курьерской почтовой связи, в том числе объем возмещения причиненных убытков, определяются договором и Правилами оказания услуг курьерской почтовой связи.

Глава 4. Безопасность почтовой связи

Статья 42. Обеспечение безопасности почтовой связи 

При оказании услуг операторы почтовой связи в пределах своей компетенции принимают меры для обеспечения безопасности здоровья и жизни людей.

Статья 43. Служба безопасности уполномоченного оператора универсальной почтовой связи

1.Уполномоченный оператор универсальной почтовой связи создает подразделение почтовой безопасности. 

2.Подразделение почтовой безопасности  обеспечивает безопасность объектов инфраструктуры почтовой связи, почтового транспорта, работников почтовой связи и пользователей услуг почтовой связи при оказании услуг универсальной почтовой связи, а также охрану почтовых отправлений от несанкционированного доступа, осуществляет меры по предотвращению случаев утрат и хищений почтовых отправлений и денежных средств, контролирует соблюдение ограничений в соответствии с законодательством Российской Федерации по пересылке вложений.

3.Уполномоченный оператор универсальной почтовой связи для обеспечения подразделения почтовой безопасности имеет право на приобретение служебного оружия. Порядок приобретения, учета, хранения, применения и уничтожения оружия определяется законодательством Российской Федерации.

Статья 44. Контроль вложений при приеме почтовых отправлений

1.Операторы почтовой связи обязаны принимать меры по недопущению к пересылке в почтовых отправлениях вложений, запрещенных в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

2.При приеме почтовых отправлений оператор почтовой связи обязан идентифицировать отправителя в установленном порядке и зафиксировать его данные.

3.В автоматизированных отделениях связи, оборудованных почтоматами, прием и вручение почтовых отправлений осуществляется с использованием технических средств, позволяющих обеспечить идентификацию отправителя и адресата, а также исключить несанкционированный доступ.

4.Работники оператора почтовой связи, ответственные за прием почтовых отправлений, должны проходить регулярное обучение и аттестацию по вопросам безопасности и противодействия террористическим угрозам в порядке и по методике, определяемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

5.Отправитель почтового отправления несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение ограничений, установленных для вложений в почтовые отправления и за безопасность вложений, не вошедших в перечень ограничений, но имеющих скрытые опасные свойства. 

Статья 45. Оперативно-розыскные мероприятия 

Оператор почтовой связи обязан оказывать содействие уполномоченным органам государственной власти при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 46. Особенности оказания услуг почтовой связи при чрезвычайных ситуациях, при введении правового режима военного положения и в условиях контртеррористической операции

1. Управление деятельностью по оказанию услуг почтовой связи при чрезвычайных ситуациях, а также приостановление или ограничение данной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. При введении правового режима военного положения, чрезвычайного положения или контртеррористической операции в пределах территории, на которой расположены объекты инфраструктуры операторов почтовой связи, применяются меры и временные ограничения в соответствии с Федеральным конституционным законом «О военном положении», Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» и Федеральным законом «О противодействии терроризму».

Глава 5. Заключительные и переходные положения

Статья 47. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.

2. Лицензии на оказание услуг почтовой связи, выданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат переоформлению в уведомительном порядке. 

3. Лицензии на оказание услуг почтовой связи, выданные до вступления в силу настоящего Федерального закона и не переоформленные в соответствии с положениями пункта 2 настоящей статьи, предоставляют право на оказание услуг курьерской почтовой связи в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.